Метод Сэндплей-терапии (юнгианской песочной терапии): теория, практика, обучение, специалисты-психологи

   
    
Tap To Call

Бог света — Солнце — Любовь. Исследование образа

С утратой ритуалов поклонения, потеряна сопричастность к нуминозному. Вспышки на Солнце и магнитные бури на Земле стали для нас повседневными космическими явлениями. Но поиск причины мы заменили исследованием ее последствий. И сегодня постепенно забывается самое важное для человека чувство — чувство священного.
Виктория Андреева

Солнце. Аполлон. "De Sphaera". Codex Estansis Latinus 209. Modena. Biblioteca. 15 век

Солнце. Аполлон. «De Sphaera». Codex Estansis Latinus 209. Modena. Biblioteca. 15 век

Солнце — небесный огонь, единственное, что может быть видимо одними и теми же существами от утренней до вечерней зари; это — звезда, зримая днем, существо вечное, одушевленное, величайшее. Платон. Определения

 

В последний день Масленицы в центре Москвы открыт памятник – медведь с блином в лапе, поднимающий его  над головой (конъюнкция хтонического и солярного символов). Блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Получается так, что весь этот год я провела взаимодействуя с обоими символами, но по-разному. В моем личном материале преобладали хтонические образы, в том числе медведь и очень мало солярных, зато в работах клиентов с точностью до наоборот. Может быть поэтому обращаюсь опять к этой теме, в последний день масленицы.
В рисунках и песочницах очень часто встречается солнечная символика: вращающееся колесо; диск; круг с центральной точкой; круг в окружении лучей; лучи, как прямые, так и волнистые, символизирующие как свет, так и жар Солнца; лицо в окружении лучей; глаз; паук в центре своей паутины с исходящими от него во все стороны лучами; солнечные птицы и животные, такие как орел, ястреб, лебедь, феникс, петух, лев, баран, белый или золотой конь, крылатый или хохлатый змей, китайский дракон; белое Солнце ассоциируется с солнечными животными, а Черное Солнце связано со змеей и хтоническими силами; плод на Древе Жизни.
По тому где и как изображено солнце на рисунке мы можем думать об отношениях с отцом реальным и небесным. «Видимый отец мира есть солнце, огонь небесный; поэтому отец, бог, солнце, огонь – мифологические синонимы.[5]
Солнце в рисунках и песочных картинах такое разнообразное и по форме и по наполнению, оно может быть  разного цвета и иметь свои особенные свойства. Например, когда опеки и заботы слишком много на рисунке может появиться  два очень жарких солнца или, если тепла в отношениях не хватает, солнце даже не помещается на листке и мы видим только уголок. В одной из песочных картин взрослый клиент расположил солнечные диски в родительских углах и изобразил движение к ним за теплом и светом.

Солнце. Песочная композиция

Солнце. Песочная композиция

И совсем другие смыслы, когда солнце в центре песочницы освещает и согревает все пространство. В работе «Символы трансформации» Юнг описывает следующую цепь ассоциаций: певец — поющая утренняя звезда — бог звука — создатель мира -бог света – солнце – огонь — любовь. «Если почитают бога, солнце или  огонь, то поклоняются интенсивности и силе (энергии), в других словах, явлению психической энергии как таковой, либидо…Один человек извлекает идею бога из солнца, а другой – поддерживает это нуминозное чувство тем, что наделяет солнце богоподобным значением…»[5]
Солнце может изображаться антропоморфно, имея определенные части тела. В моей работе было два схожих между собой сюжета в рисунках детей 6 и 7 лет: солнце дотягивалось своим лучом до дома в центре картины и согревало его своим теплом. Амплификация подобного образа есть у Юнга:

«У одного живописца немецкого средневековья мы встречаем изображение: с неба спускается труба и направляется под одеяние Марии. В трубе слетает в образе голубя Святой дух, чтобы оплодотворить Божью Матерь. Однажды я имел возможность наблюдать галлюцинацию у одного пациента-шизофреника: он сказал мне, что видит фаллос в состоянии эрекции на солнце. Это странное безумие долго оставалось мне непонятным, пока я не познакомился с видениями литургии Митры. Ничего нет поэтому удивительного, если солнечный диск наделялся не только руками и ногами, но и фаллосом.» [5] (коллективная идея оплодотворяющей силы Солнца)

Обращаясь к образу Солнца, попробую передать особенности образа, погрузиться в его огромную энергию.

*****

Веками человечество относилось к Солнцу с особым почтением. Небо всегда было пространством священного, а Солнце обожествлялось всеми народами Земли. Своим небесным ритмом оно задает порядок и организует жизнь людей. Его видимый путь по небу отражается в мифах и ярко представлен в традиционных праздниках всех культур мира.
Возродить древнее трепетное отношение к нашему дневному светилу помогают нам мифы и легенды.
Предшественниками солярных мифов считаются лунарные и другие астральные мифы. Солнце начинает играть основную роль в позднейших этапах мифологии, в обществе, имеющих развитый аппарат власти и достаточно продвинутую технологию.
Достаточно ранний тип солярных мифов представлен в Южной Африке, где считалось, что солнце было человеком, у которого светились подмышки. Он поднимал руки и земля озарялась солнечным светом. Тогда люди «древнего народа»  забросили его на небо.
По другому варианту жил человек-огонь, голова которого светилась, он приносил удачу, но требовал себе самый лучший кусок мяса. Люди убили его. Голову отрезали и швырнули вверх. Так появилось солнце. Каждый день голова проходит путь с востока на запад, но не может найти свое тело.
Лучи солнца несут плодородие и изобилие, но они же иссушают и убивают, поэтому солнце символизирует и жизнь и смерть. В архаичных солярных мифах повествуется о возникновении Солнца и об уничтожении лишних солнц (народы Нижнего Амура и Сахалина), культурный герой стреляет из лука и уничтожает лишние Солнца.
Отличием более развитых солярных мифов является включение солнца в пантеон главного божества или одного из главных божеств, чаще всего это Солнце и гроза. Это происходит с увеличением функции священного царя. В аккадской мифологии бог Солнца исполняет роль судьи и пастуха людей аналогичные мотивы известны и в других развитых ближневосточных мифах.

Стела в египетском музее в Каире. Фараон Эхнатон и его супруга королева Нефертити с их детьми молятся Солнцу.

Стела в египетском музее в Каире. Фараон Эхнатон и его супруга королева Нефертити с их детьми молятся Солнцу.


В цикле Египетских Солярных мифов древнейшими признаются мифы о рождении солнечного младенца из лона небесной богини. В Египте солнечный бог Ра — верховное божество, олицетворение древнего солнца , создатель мира и людей. По мифу, днем Ра освещая землю плывет по небесному Нилу на солнечной ладье Манджет, а вечером пересаживается в ладью Месектет и спускается в преисподнюю, где сражается со змеем Апопом, плывет по Нилу подземному. Ипостаси Ра — боги утреннего солнца — изображались как крылатые жуки скарабеи, сам Ра как солнечный диск, и боги закатного солнца Атум (баран) и Осирис.

 

Ра, древнеегипетский бог Солнца

Ра, древнеегипетский бог Солнца

 

В мифологиях Египта и Передней Азии в 16-15 вв до н.э. выработалось представление о солнце как едином боге – царе вселенной. [9] В Античной традиции известны два солнечных божества- Гелиос — бог солнечного света и Аполлон (Феб) – светоносное божество, олицетворение света как мирового принципа. Миф приписывает Аполлону убийство змея Тифона, который олицетворял вселенскую скверну. Гелиос днем мчится по небу на огненной четверке коней, а ночью спускается на западе к морю и переплывает его воды в золотой чаше. [9]

Метопа с изображением Гелиоса, видимо, из храма Афины в Новом Илионе (карийский мрамор, 2 м × 86 см). Обнаружена Генрихом Шлиманом. Пергамский музей Берлина

Метопа с изображением Гелиоса, видимо, из храма Афины в Новом Илионе (карийский мрамор, 2 м × 86 см). Обнаружена Генрихом Шлиманом. Пергамский музей Берлина

В большинстве мифологических традиций солнце олицетворяет мужское творящее начало, тогда как луна отражает свет солнца, мыслится женским началом, пассивным. Исключение составляют скандинавы (богиня Соль) и японцы (великая богиня Аматэрасу, творение бога неба Идзанаки).
В индуизме солнце обладает мужской и женской ипостасями — это мужское божество Сурья и его дочь солнечная богиня Сурья.

Сурья, бог Солнца в индуизме

Сурья, бог Солнца в индуизме


Древний человек,  восхищаясь солнцем и поклоняясь ему, выражал свой внутренний мир одним из наиболее естественных способов. Большинство древних традиций включали определенные формы поклонения солнцу, сочетавших различные солнечные символы и божества, но нигде в мире такие традиции не сохранились так хорошо, как в ведической культуре. На самом деле, во многих частях современной Индии люди до сих пор каждый день проводят ритуал поклонения солнцу. Поклонение солнцу как символу Брахмана, Абсолюта. В Индии и в наше время сохранилось немало храмов солнца, некоторые из них датируются восьмым веком до нашей эры. На заре истории человек уже осознал  в себе духовную силу, отраженную в материальной вселенной. Вся йога основана на понимании этой идеи. Комплекс сурья намаскару (приветствие солнцу) пробуждает солнечные стороны природы человека и высвобождает его жизненную энергию для развития более высокой осознанности. [4]

 

 

Тонатиу майа-маска бога солнца.

Тонатиу майа — маска бога солнца.

В мифологии племен Центральной Америки Солнцу воздавались особые почести и делались особые жертвоприношения, чтобы светило могло и впредь совершать ежедневный путь по небу. По мифам Ацтеков божество молодого солнца Уитцилопочтли и бог солнечного света Тонатиу требовали кровавых жертв, иначе они  могло бы обессилеть во время ночного путешествия по подземелью.

Центральная часть "Камня Солнца", или "Ацтекского календаря"

Центральная часть «Камня Солнца», или «Ацтекского календаря»

В Китае Солнце- эмблема императорской власти, воплощение мужского начала Ян. Эмблема солнца- красный диск, с трехногим вороном, символизирующим три фазы солнечного положения: восход, зенит и заход. [9]

 

Ярило

Ярило

В славянских традициях Солнце — «царь неба». Сын небесного бога Сварога. В народных преданиях солнце — лицо, око или слово бога, а также оконце, через которое Бог смотрит на землю. Одно из имен солнечного божества — Даждьбог- «дающий людям благополучие». Поэтому Даждьбог считался покровителем всего русского народа. Князь Игорь (Слово о полку Игореве) считался внуком Даждьбога, т.е. Рюриковичи — потомки солнечного бога. Помощник Даждьбога - соловей. По преданию он приносит ключи, чтобы тот запирал зиму и отпирал лето. Другое имя этого божества – Хорс.
Из довольно поздних источников (18-19 в.) из фольклорных текстов, сопровождающих сезонные обряды, появляется Ярило, божество Солнца, плодородия и сексуальной силы. Ярилины гуляния приурочивались к первому дню петровского поста, к Иванову дню. Праздники имели широкий разгульный характер, гулянья сопровождались плясками, ряженьем, пьянством, буйным поведением, исполнением неприличных песен и свободой сексуальных отношений.
В некоторых губерниях Ярославле, Костроме, лепили мужчину с подчеркнутыми половыми признаками. Пьяные бабы провожали фигурку до могилки, а старик в лохмотьях, ряженый, хоронил в гробике. В Поволжье в Ярилин день сжигали чучело, провожали весну.
Также этот день назывался масленица – языческий праздник. Сжигался символический антропоморфный персонаж из соломы воплощавший сытость и достаток, а также старость и смерть.
Блины участвовали в масленице как поминальная еда. Они изображали солнце, символизирующее загробный мир, по древним представлениям славян, он соотносится с солнцем, которое опускалось туда ночью. В этом случае оно осмысляется как светило мертвых.
Первый масленичный блин предназначался умершим предкам. Его оставляли на окне или относили на кладбище. [1]
Христианская Непорочная Дева также ассоциируется с египетским прототипом – богиней Исидой, матерью Бога Солнца, слова которой начертаны на храме Саиса: «Я приношу плод, который есть Солнце». Христос также иногда символизируется Солнцем с двенадцатью лучами, носителями, передающими вдохновленную свыше истину – двенадцатью Апостолами.

Образ солнца широко используется в изображениях и текстах алхимиков. В «Mysterium Coniunction» Юнг описывает солнце как образ духовного божества, т.е. как самость с одной стороны, и один из аспектов Эго с другой стороны. В серии «Розариум философорум» встречается универсальный сюжет поглощения солнца. Зеленый лев поглощает солнце. Лев алхимии это огненное животное, эмблема дьявола, олицетворяет опасность быть проглоченным бессознательным. Сознание, которым овладевают необузданные страсти и желания. Одним из известных алхимических текстов является трактат Сеньора «Химия». В котором есть изображение Гермеса Трисмегиста (1707) благостного и неблагостного солнца. Оба освещают нижний мир, в котором полная луна. Одно испускает два луча, второе один. В тексте Сеньора пишется о том что солнце с одним лучом лишено справедливости. Солнце с одним лучом олицетворяет принцип эгоцентрического сознания в состоянии инфляции, которое характеризуется предвзятым отношением к бессознательному или реальности и противопоставляет себя самости. Два луча- инструмент реализации самости.

Черное Солнце - алхимический символ

Черное Солнце — алхимический символ

«Черное солнце» — алхимический символ необработанного первичного состояния вещества. Также черное солнце- это солнце подземного мира. Черное солнце указывает на негативный, «несправедливый аспект сознания». Негативный аспект солнца популярен преимущественно в жарких странах, где жгучее полуденное солнце уничтожает растения. В жарких странах призраки появляются в полдень. В библии упоминается полуденный демон.
Черное солнце символизирует захваченность эго влечениями. Сатурн называют черным солнцем. Т.о. черное солнце Сатурн, является тенью солнца, которое лишено справедливости и грозит смертью всему живому. Существует изображение пожирающего своих детей Сатурна в виде черного солнца.
Психологический аспект черного солнца – это травма или отсутствие переживания как только контур.
Солнечное затмение всегда вызывало смущение. Дикие народы опасались что волк или злой демон проглотит солнце. В мифологии затмение связывалось с борьбой высших сил. Злая сила желает нарушить установленный порядок (погасить, съесть, убить). Во многих культурах  затмения считались предвестниками несчастий. Поверья одних требовало тишины, других, наоборот активных колдовских действий, для помощи светлым силам. В Чечне до сих пор затмение встречают стрельбой в воздух.

*****

Древние культуры и религии ушли в прошлое, и солнечное поклонение утратило свою значимость. Изучение солнца и его влияния находится в пространстве науки. Природа Солнца и его значение для нашей жизни — неисчерпаемая тема.
Множество природных явлений связано с солнечным ветром, в том числе магнитные бури, полярные сияния и различная форма кометных хвостов, всегда направленных от Солнца. Периодически, с ритмом приблизительно 11 лет, происходит усиление солнечной активности -возникают солнечные пятна. В это время усиливается волновое солнечное излучение на разных частотах, из солнечной атмосферы выбрасываются в межпланетное пространство потоки электронов, протонов, ядер гелия, энергия и скорость которых много больше, чем энергия и скорость частиц солнечного ветра. Астрономы отмечают, что периоды усиленной деятельности солнечных пятен часто совпадали с войнами, революциями, переселениями народов. Даже относительно мизерные изменения потока энергии, передаваемой Солнцем Земле, которые происходят при солнечных вспышках, существенно сказываются на земных условиях. По своей сути вспышки — это взрыв, вызванный внезапным сжатием солнечной плазмы.
Влияние солнечной активности на возникновение заболеваний установил ещё в 1920-х годах А.Л.Чижевский. Из всех заболеваний, которые подвержены воздействию магнитосферных бурь, сердечно-сосудистые были выделены, прежде всего, поскольку их связь с солнечной и магнитной активностью была наиболее очевидной. Во время магнитной бури чаще начинаются преждевременные роды, а к концу бури увеличивается число быстрых родов. У детей в такие моменты может появиться повышенная возбудимость, нарушение внимания, некоторые становятся агрессивными, раздражительными, обидчивыми.
С утратой ритуалов поклонения, потеряна сопричастность к нуминозному. Вспышки на Солнце и магнитные бури на Земле стали для нас повседневными космическими явлениями. Но поиск причины мы заменили исследованием ее последствий. И сегодня постепенно забывается самое важное для человека чувство — чувство священного. В литургии Митры мы встречаем следующее знаменательное место: «Путь видимых богов откроется через солнце, которое есть Бог, Отец мой»… К.Г.Юнг развивал идею коллективного бессознательного, проделал огромную работу изучая универсальные проявления человеческой психики путешествуя по миру и изучая работы по философии, алхимии, истории, религии и искусству. Содержания этого пространства описаны как архетипы, которые и являются динамическими факторами психики. Самость — центральный архетип или центр энергетического, регулирующий принцип. Одна из функций Самости относится к репрезентации и символам, ведущим к личному переживанию, которые  по словам Юнга, нуминозные — то есть сильные, внушающие трепет, обогащающие.
«Солнечный диск со своим оплодотворяющим теплом аналогичен оплодотворяющей теплоте любви… В известном факте почитания солнечной силе мы отдаем дань великой порождающей силе Природы, что ясно свидетельствует, что человек почитает в божестве энергию архетипа.» [5]
Используя образ солнца, идею юнгианского анализа можно выразить как простраивание связи между внутренним и внешним Солнцем.

«Имеется земное солнце, которое есть причина всего тепла, и все, кто может его видеть, видят солнце, а те, кто слепы, могут чувствовать его тепло. А есть вечное Солнце, которое является источником всей мудрости, и те, чьи духовные способности разбужены к жизни, увидят это солнце и будут осознавать его существование».  Парацельс.

Крылатый солнечный диск, по обеим его сторонам изображение змеи, означающей баланс противоборствующих сил. Композиция символизирует защиту и мировое равновесие. Этот знак часто изображался над входом в гробницу фараона; в этом случае диск в центре символизировал Гора, крылья – оберегающую его Изиду, а змеи – Нижний и Верхний Египет.

Крылатый солнечный диск, по обеим его сторонам изображение змеи, означающей баланс противоборствующих сил. Композиция символизирует защиту и мировое равновесие.
Этот знак часто изображался над входом в гробницу фараона; в этом случае диск в центре символизировал Гора, крылья – оберегающую его Изиду, а змеи – Нижний и Верхний Египет.

Ссылки:

  1. Русская мифология. Энциклопедия.-М.:Эксмо; СПб.:Милгард, 2007.-784 с.
  2. Капица Ф.С. Тайны славянских богов.-М.:РИПОЛ классик, 2007.-416с.
  3. Элиаде М. Аспекты мифа.- М.: “Инвест-ППП”, 1996. – 240с.
  4. Свами Сатьянанда Сарасвати Сурья намаскара.-Минск.: Ведантамала, 2006.-128 с.
  5. Юнг К.Г. Символы трансформации.-М.:, 2007.-731с.
  6. Юнг К.Г. Символическая жизнь.-М.: “Когито-центр”, 2003.-326с.
  7. Юнг К.Г. Психология и алхимия.- М.: Рефл-бук, 1997.-592с.
  8. Юнг К.Г.  Архетип и его символ.- М.: Ренессанс, 1991.- 297с.
  9. Энциклопедия символов,знаков,эмблем.- М.: Эксмо, 2005.-602 с.

Статья впервые опубликована в научно-практическом журнале «Юнгианский анализ», #2, 2010 г.

Sandplay. Юнгианская песочная терапия. Психотерапевтический метод сэндплей-терапии (юнгианской песочной терапии): теория, практика, обучение, специалисты-психолог — песочные терапевты

Comments are closed.